ОбучениеПляжный волейбол

Основные отличия пляжки от классики. Вредные стереотипы.

Существует ряд ограничений для игровых действий в пляжном волейболе, с которыми Вас знакомят старшие товарищи, когда Вы только начинаете играть в пляжный волейбол два на два, а не просто в мячик на песке. Это и «Принимать сверху нельзя» и «Передача сверху — ошибка» и «Скидывать нельзя» — тысячи их. Они преследуют благое дело — научить начинающего игрока правильной технике, оградив его от выполнения сложных для него пока элементов, но без без объяснения причины эти ограничения перерастают во вредные стереотипы

Предлагаю разобрать эти моменты на примере розыгрыша. То есть мы не будем скрупулезно изучать все правила — я сделал это за Вас и начиная от подачи до завершения розыгрыша мы пройдемся по всем отличиям и стереотипам!

1. Подача.

 

Ну подача и подача. Мяч бьем с подброса и выпускаем из рук, бьем только рукой (одной рукой, если кто не понял), это мы и так знаем. Теперь отличия 

— На подачу дано только 5 секунд (в классике 8) 

12.4.4 Подающий должен ударить по мячу в течение 5 секунд после свистка 1го судьи на подачу.

— Нельзя засовывать ноги под линию (порой очень хочется) 

12.4.3 стопа не должна проникать под линию.

—Поле короче. Нет, поле РЕАЛЬНО КОРОЧЕ. На целых ДВА метра. Но к этому быстро привыкаешь =)

— Правило 12.5 ЗАСЛОН кроме упоминания о групповых действиях имеет только одно различие: для классического волейбола есть уточнение 

«до того, как мяч достигнет вертикальной плоскости сетки.» 

Практически невозможно в классике свистнуть команде «заслон». В пляжке такого ограничения нет, поэтому второй игрок подающей команды обычно нагибается\отходит в сторону, чтобы не потерять мяч на ровном месте. Один из принципов FairPlay — сказать сопернику: «Не видно.» — чтобы он отошел и не загораживал тебе подающего.

2. Прием подачи.

Бытует мнение, что принимать подачу пальцами сверху нельзя. В Правилах такого пункта конечно нет, но…. давайте рассмотрим характеристики удара:

9.2 ХАРАКТЕРИСТИКИ УДАРА

9.2.1 Мяч может касаться любой части тела. 

9.2.2 Мяч не должен быть схвачен или брошен. Он может отскочить в любом направлении

9.2.2.1 Одновременные контакты Мяч может касаться различных частей тела, при условии что касания происходят одновременно.

Окееей, это все как в классике. Читаем дальше:

9.2.2.2 Последовательные контакты 9.3.4 При первом ударе команды при условии, что он не выполнен сверху пальцами, последовательные касания разрешены, если только эти касания происходят во время одного действия. При первом ударе команды, если он выполнен сверху пальцами, мяч НЕ ДОЛЖЕН касаться пальцев\рук последовательно, даже если касания происходят во время одного действия.

Значит, принимать сверху можно, но это касание должно быть такое идеальное, что лучше не спорить с судьей по этому поводу. 😁

На самом деле, если подача относительно сильная, четкого приема сверху не получится, а если несильная, то укороченная и к ней надо будет быстро перемещаться. В этом случае выгодней принять снизу чем бегать по песку к сетке\от сетки, да и качественного приеме сверху в движении у вас скорее всего не получится.

3. Передача сверху.

Много кто любит использовать выражение «ошибка второй передачи», обычно сопровождая его судейским жестом №17,

«ошибка второй передачи»

однако, такой ошибки не существует, а жест выше обозначает «ДВОЙНОЕ КАСАНИЕ»;)

Есть только две возможные ошибки при игре с мячом:

9.3 ОШИБКИ ПРИ ИГРЕ С МЯЧОМ

9.3.3 ЗАХВАТ: мяч схвачен и/или брошен; он не отскакивает при ударе. (Исключения: 9.2.2.1, 9.2.2.2). 9.2.2, Сх9(16) 

9.3.4 ДВОЙНОЕ КАСАНИЕ: игрок касается мяча дважды подряд, или мяч касается различных частей его/ее тела последовательно. 9.1.1, 9.2.2.2, Сх9(17)

И если с захватом вроде ясно — это когда схватил и бросил или мяч «прилип» к пальцам или к открытой ладони, то с двойным касанием сложнее.

Технически трудно сделать передачу сверху в движении или сразу после существенного перемещения (а если у Вас начинающий уровень, то бегать придется много). В положении с одной ноги и боком скорее всего при передаче сверху одна рука раньше другой коснется мяча или отпустит его— а это уже двойное касание, свисток, жест №17. Отсюда же растут ноги у стереотипа «При пасе пальцами сверху два оборота мяча — ошибка» — нет такого в Правилах! А вращение мяча после передачи не обязательно возникает из-за двойного касания.

Следующие стереотипы:

«Переводить пальцами сверху нельзя» — можно, но только по линии, перпендикулярной линии плеч.

13.2 ОШИБКИ ПРИ АТАКУЮЩЕМ УДАРЕ

13.2.5 Игрок завершает атакующий удар, используя передачу сверху пальцами, которая имеет траекторию не перпендикулярную линии его плеч. Исключением является, когда игрок пытается выполнить передачу для удара своему партнеру. 

Этим правилом закрываем и стереотип «Пас пальцами сверху перелетел на сторону соперника — ошибка» и плавно подходим к выводам:

  1. Пасовать сверху можно.
  2. Пасовать надо качественно, желательно из устойчивого положения, желательно перпендикулярно линии плеч, чтобы можно было смело послать мяч на сторону соперника.

3. Атакующий удар.

Тут к нам приходит стереотип «Скидывать нельзя». И правда:

13.2 ОШИБКИ ПРИ АТАКУЮЩЕМ УДАРЕ

13.2.3 Игрок завершает атакующий удар, действуя пальцами раскрытой кисти или кончиками пальцев, которые не являются жесткими и не соединены вместе.

Но это значит только, что скидывать нельзя пальцами, а скидку «крабом», «коброй» и весь остальной арсенал обманных ударов никто не отменял ;)

4. Блок.

Игра с блоком — это уже не начинающий скорее уверенно-любительский уровень, поэтому стереотипов тут нет, есть только особенности и отличия.

Начну с особенностей — прыгать с песка тяжелее чем с паркета, особенно если использовать классическую технику. Поскольку в пляжке быстрые передачи редкость, блокирующему проще заранее занять место для постановки блока и приготовиться к высокому прыжку из глубокого приседа, чтобы закрыть заранее оговоренную со своим защитником зону. И вторая особенность — блокирующему надо страховать скидки за блок на достаточном удалении, метр-полтора.

А теперь отличия:

  1. Блок — это касание команды. После блока остается всего два удара, чтобы вернуть мяч на сторону соперника. Исключение — обоюдный блок.
  2. Однозначная трактовка обоюдного блока — кто передавил в аут сопернику, тот и проиграл. А если мяч попал в антенну — то спорный.

5. Защита.

«Принимать сверху нельзя» — вот наш ограничитель в этом случае. Давайте разберемся, почему он появился. Тут по аналогии с приемом подачи — можно, но такой большой шанс на ошибку, что лучше уверенно довести снизу. Однако есть интересный пункт в Правилах:

9.2 ХАРАКТЕРИСТИКИ УДАРА

9.2.2.4 Длительные контакты В защитном действии от сильно направленного мяча контакт с мячом может быть продлен кратковременно, даже если он выполнен сверху пальцами.

Значит, что при сильно направленном ударе можно даже немного прихватить мяч сверху!

Давайте разберем по пунктам:

  1. Сильно направленный удар — значит мяч направлен в пол в шестой метр. Летящий парашютом за голову на заднюю линию мячик — это не сильно направленный удар, принимать его сверху пальцами — большой шанс совершить двойное касание.
  2. Мяч справа или слева приемом сверху играть будет неудобно — опять большой шанс совершить двойное касание.

Получается сверху без ошибки можно сыграть сильно направленный мяч, летящий в лицо защитнику, находящемуся в низкой стойке. Тогда и двойного касания не будет, так как мяч прилетает быстро, а прихватить разрешено, потому что все равно из за силы удара мяч провалится в кисти. Вот такой прием и не свистят.

6. Самое главное (Заключение).

Что по Вашему мнению самое главное при игре в волейбол?

.

.

.

Не погрузиться в болото отрицательных эмоций и вытаскивать оттуда напарника. Когда в классике какой-то игрок «поплыл», его можно посадить на скамейку подумать, можно закрыть в приеме, дать отдохнуть. В пляжке такое не пройдет — замен тут нет, а всю площадку один не перекроешь.

Но что же делать, когда игра не идет?

Нужно задавить в себе злость, обиду, ощущение невозможности что-то изменить, поймать задор и заразить им напарника!

Главное — это получать удовольствие от игры! Получать положительные эмоции от каждого выигранного розыгрыша, от каждого сильного удара, хитрой скидки и поднятого в защите «мертвого» мяча. Ради этого мы в волейбол и играем.