Упражнения для обучения бега в волейболе
В начале изучается обычный бег лицом вперед, потом приставными шагами в стороны и, наконец, бег спиной вперед. Упражнения для обучения бега в волейболеПо мере усвоения разные способы бега сочетаются между собой в упражнениях. При показе и объяснении техники бега следует акцентировать внимание на степень сгибаниях ног и особенностях постановки стоп на площадку. Впоследствии обращается внимание тренирующихся волейболистов на другие стороны техники бега. При изучении любого способа бега вначале упражнения выполняются по прямой линии, а затем в изменяющихся направлениях.
Первые упражнения должны способствовать усвоению техники бегового шага у волейболистов. Для этого используются:
- Бег по дистанции.
- Бег на месте, переходящий в бег по прямой.
- Семенящий бег, переходящий в обычный.
При проведении таких упражнений волейболистам следует обращать особое внимание на бесшумность бега, свободу и его мягкость, затем на правильное отталкивание от площадки, которое имеет большое значение для скорости перемещения и изменения направления движения. Обучить правильному отталкиванию можно с помощью таких упражнений:
- Упражнение № 1. Прыжки с ноги на ногу с небольшим продвижением вперед, акцентируя свое внимание на полном разгибании ноги, постепенно увеличивать шаги и переходить на бег по прямой.
- Упражнение № 2. Прыжки с ноги на ногу по отметкам, переходящие в бег.
- Упражнение № 3. Пружинистый бег с высоким подниманием бедер.
- Упражнение № 4. Бег с прыжками, высоко поднимая бедро с далеким полетом.
- Упражнение № 5. Бег с прыжками, высоко поднимая бедро с высоким взлетом.
- Упражнение № 6. Прыжки с высоким подниманием бедер.
При выполнении таких упражнений необходимо при отталкивании энергично и полностью выпрямлять ногу с ускорением к концу движения. Навыки, полученные при выполнении указанных упражнений, позволяют перейти к изучению техники бега в волейболе с ускорениями. При этом следует обратить внимание на величину шагов, постановку стопы на площадку с носка, возможно, ближе к о.ц.т., на эффективное отталкивание и энергичное движение рук. Воспитание указанных навыков могут способствовать следующие упражнения:
- Упражнение № 1. Переход от обычного бега к бегу с ускорением до определенного ориентира.
- Упражнение № 2. То же упражнение, но ускорение выполнить в любом месте по сигналу преподавателя (слуховому или зрительному).
- Упражнение № 3. Старты с места с пробеганием отрезков 5-10 метров.
Следующие упражнения должны быть направлены на воспитание навыков сочетания бега различными способами: лицом вперед с переходом на продвижение приставными шагами либо спиной вперед. Для воспитания таких навыков чаще всего тренирующимся волейболистам дается задание указанием ориентиров и способов, которыми они должны перемещаться. Далее тот или иной способ перемещения выполняется по соответствующему сигналу тренера (слуховому или зрительному). Затем бег совершенствуется в сочетании с другими приемами: бег с изменением направления и скорости, с переходом от быстрого к медленному, с переходом к перемещению в стороны приставными шагами, рывки при равномерном беге и др.
Большое внимание в процессе совершенствования перемещений следует уделять скорости бега и навыкам внезапного изменения способа перемещения, его скорости направления. Параллельно с изучением бега в волейболе нужно отрабатывать и изучать остановки. Для волейбола характерно выполнение технических приемов сразу после остановки. Первые упражнения должны быть направлены на воспитание навыков, связанных с остановкой и принятием начального положения для выполнения технического приема.
Эти навыки воспитываются при помощи таких упражнений:
- Упражнение № 1. Равномерный бег с остановкой по зрительному или слуховому сигналу и принятием начального положения для нападающего удара.
- Упражнение № 2. То же упражнение, но с последующим выполнением нападающего удара.
- Упражнение № 3. Медленный бег с остановкой и принятием основной стойки (упражнение выполняется каждым игроком самостоятельно в любом месте площадки).
- Упражнение № 4. Остановки по внезапному сигналу с имитацией технических приемов.
Освоив технику бега, следует приступать к освоению техники скачка.