БегОбучение

Упражнения для обучения бега в волейболе

В начале изучается обычный  бег лицом вперед, потом приставными шагами в стороны и, наконец, бег спиной вперед. Упражнения для обучения бега в волейболеПо мере усвоения разные способы бега сочетаются между собой в упражнениях. При показе и объяснении техники бега следует акцентировать внимание на степень сгибаниях ног и особенностях постановки стоп на площадку. Впоследствии обращается внимание тренирующихся волейболистов на другие стороны техники бега. При изучении любого способа бега вначале упражнения выполняются по прямой линии, а затем в изменяющихся направлениях.

Первые упражнения должны способствовать усвоению техники бегового шага у волейболистов. Для этого используются:

  • Бег по дистанции.
  • Бег на месте, переходящий в бег по прямой.
  • Семенящий бег, переходящий в обычный.

При проведении таких упражнений волейболистам следует обращать особое внимание на бесшумность бега, свободу и его мягкость, затем на правильное отталкивание от площадки, которое имеет большое значение для скорости перемещения и изменения направления движения. Обучить правильному отталкиванию можно с помощью таких упражнений:

  • Упражнение № 1.  Прыжки с ноги на ногу с небольшим продвижением вперед, акцентируя свое внимание на полном разгибании ноги, постепенно увеличивать шаги и переходить на бег по прямой.
  • Упражнение № 2.  Прыжки с ноги на ногу по отметкам, переходящие в бег.
  • Упражнение № 3.  Пружинистый бег с высоким подниманием бедер.
  • Упражнение № 4.  Бег с прыжками, высоко поднимая бедро с далеким полетом.
  • Упражнение № 5.  Бег с прыжками, высоко поднимая бедро с высоким взлетом.
  • Упражнение № 6.  Прыжки с высоким подниманием бедер.

При выполнении таких упражнений необходимо при отталкивании энергично и полностью выпрямлять ногу с ускорением к концу движения. Навыки, полученные при выполнении указанных упражнений, позволяют перейти к изучению техники бега в волейболе с ускорениями. При этом следует обратить внимание на величину шагов, постановку стопы на площадку с носка, возможно, ближе к о.ц.т., на эффективное отталкивание и энергичное движение рук. Воспитание указанных навыков могут способствовать следующие упражнения:

  • Упражнение № 1.  Переход от обычного бега к бегу с ускорением до определенного ориентира.
  • Упражнение № 2.  То же упражнение, но ускорение выполнить в любом месте по сигналу преподавателя (слуховому или зрительному).
  • Упражнение № 3.  Старты с места с пробеганием отрезков 5-10 метров.

Следующие упражнения должны быть направлены на воспитание навыков сочетания бега различными способами: лицом вперед с переходом на продвижение приставными шагами либо спиной вперед. Для воспитания таких навыков чаще всего тренирующимся волейболистам дается задание указанием ориентиров и способов, которыми они должны перемещаться. Далее тот или иной способ перемещения выполняется по соответствующему сигналу тренера (слуховому или зрительному). Затем бег совершенствуется в сочетании с другими приемами: бег с изменением направления и скорости, с переходом от быстрого к медленному, с переходом к перемещению в стороны приставными шагами, рывки при равномерном беге и др.

Большое внимание в процессе совершенствования перемещений следует уделять скорости бега и навыкам внезапного изменения способа перемещения, его скорости направления. Параллельно с изучением бега в волейболе нужно отрабатывать и изучать остановки. Для волейбола характерно выполнение технических приемов сразу после остановки. Первые упражнения должны быть направлены на воспитание навыков, связанных с остановкой и принятием начального положения для выполнения технического приема.

Эти навыки воспитываются при помощи таких упражнений:

  • Упражнение № 1.  Равномерный бег с остановкой по зрительному или слуховому сигналу и принятием начального положения для нападающего удара.
  • Упражнение № 2.  То же упражнение, но с последующим выполнением нападающего удара.
  • Упражнение № 3.  Медленный бег с остановкой и принятием основной стойки (упражнение выполняется каждым игроком самостоятельно в любом месте площадки).
  • Упражнение № 4.  Остановки по внезапному сигналу с имитацией технических приемов.

Освоив технику бега, следует приступать к освоению техники скачка.